Турин возник на месте созданного римским императором Августом постоянного военного лагеря, служившего заслоном от вражеских вторжений в долину реки По с северо-запада. В квадрате римских стен Турина существовал до XVI в.
История города
Турин возник на месте созданного римским императором Августом постоянного военного лагеря, служившего заслоном от вражеских вторжений в долину реки По с северо-запада. В квадрате римских стен Турина существовал до XVI в. Но и выйдя за пределы этих стен, город сохранил черты своей древней планировки наподобие шахматной доски.
В отличие от прочих итальянских городов, вдоль улиц Турина идут вплотную примыкающие друг к другу дома одинаковой высоты и почти одинаковой архитектуры.
Архитектура Турина
В большинстве своем это 4-5-этажные дома, почти все из серого камня. Вообще преобладающий цвет в городе — серый. Однако нельзя сказать, что Турин — некрасивый город. Но его красота своеобразна, необычна для итальянских городов: широкие, обсаженные раскидистыми деревьями бульвары, многочисленные скверы, просторные площади, чистые, прямые улицы, набережные полноводных По и Доры-Рипарии, виднеющиеся вдали снежные вершины Альп. Хотя Турин существовал уже в глубокой древности и даже некогда был сожжен карфагенянами, тем не менее, это сравнительно новый город. Застройка его большими зданиями началась только в конце XVI в, большинство же его архитектурных памятников не старше XVII-XVIII вв.
Однако церкви, как и памятники, не очень интересны в художественном отношении. Что касается последних, то они являются непременным атрибутом каждой площади. И хотя эти памятники изображают самых различных деятелей — пеших и конных королей, герцогов, полководцев, а также поэтов, композиторов, ученых разных времен и в разных позах, — все они кажутся удивительно похожими друг на друга.
На развитие города и на его внешний облик наложило неизгладимый отпечаток то, что Турин в течение многих веков был дворянским городом, военной столицей. Начиная с XVI в. Турин был центром владений графов Савойских, с XVII в. — столицей их графства, затем столицей Сардинского королевства, вокруг которого в 60-х годах ХIХ в. было осуществлено объединение Италии.
Климат
Благодаря своему центральному положению среди городов Пьемонта и пересечению в нем путей, связывающих Северную Италию через горные проходы с Францией, и путей, ведущих в Лигурию, Турин еще в Средние века превратился в важный торговый центр, а в XIX в., особенно после прокладки туннелей через Альпы — в крупный железнодорожный узел. Помимо благоприятного географического положения, развитию Турина способствовало наличие развитого хинтерланда и хорошие климатические условия.
Уже в XVI-XVII вв. в Турине развивается ряд производств, связанных с его ролью столицы небольшой военно-феодальной монархии: металлургия и изготовление оружия, полиграфическая и текстильная отрасли. Важное место занимает производство предметов роскоши и моды, обслуживавшее потребности двора. Развитие Турина ускорилось в XIX в. Если в 1848 г. численность его населения составляла 137 тыс. чел., то в 1861 гг., когда Турин в ходе объединения страны был провозглашен столицей Италии, число его жителей уже превышало 200 тыс. чел. Однако спустя четыре года столица Итальянского королевства из Турина была временно перенесена во Флоренцию, а затем в 1870 г. в Рим. Отъезд из Турина двора, парламента, министерств, военных и гражданских учреждений нанес его развитию сильный удар. Рост города затормозился, численность населения даже пошла на убыль.
Турин — «колыбель новой Италии»
«Колыбели новой Италии», как часто называют Турин итальянские историки, казалось, грозило превращение из центра политического и общественного движения за объединение страны в обычный, хотя и крупный, провинциальный город, значение которого не выходило бы за пределы Пьемонта. Но случилось не так. Уже к середине XIX в. в Турине и вокруг него возникла крупная текстильная промышленность.
Вслед за нею к концу столетия, благодаря наличию квалифицированных кадров, обильного сельскохозяйственного сырья и удобным транспортным связям Турина с портами Лигурии, в городе быстрыми темпами развиваются другие отрасли промышленности, вырастают машиностроительные заводы, бумажные и пищевые фабрики. Вновь начинает увеличиваться численность населения, на этот раз за счет притока рабочей силы извне. Возникают рабочие окраины, создаются промышленные пригороды.
В 1899 г. на юге города возникают автомобилестроительные заводы «Фиат». К 1901 г. численность населения Турина составляет уже 336 тыс. чел.
Современный Турин
Ныне Турин является одним из крупнейших индустриальных центров страны, в котором представлены почти все отрасли промышленности. На предприятиях Турина занято более 100 тысяч рабочих. Важным фактором в промышленном развитии города и окружающего его промышленного района является изобилие электроэнергии, поступающей с альпийских гидростанций. В заводских предместьях Линготто, Милане, Ланцо находятся десятки предприятий — машиностроительные, автомобилестроительные заводы, шерстяные фабрики, фабрики искусственного шелка, химические, в т.ч. резиновые и фармацевтические, бумажные, полиграфические, пищевые.
Значительное количество трудящихся занято в швейной промышленности. На крупных кондитерских фабриках общества «Венки-Уника» вырабатывается треть всей итальянской продукции шоколада; винные заводы производят сотни тысяч литров крепкого пьемонтского красного вина («бароло») и различных ликеров.
В настоящее время полновластным монополистом в итальянском автомобилестроении является «Фиат», поглотивший многих своих более слабых конкурентов. Концерн «Фиат» («Фаббрике Итальяне Аутомобили Торино» — «Итальянские автомобильные заводы Турина») — одна из крупнейших итальянских монополий, контролирующая не менее 150 других обществ в различных отраслях промышленности.
Экономическое развитие
В росте экономического значения Турина важную роль всегда играл окружающий его высокоразвитый промышленно-сельскохозяйственный район. Несмотря на то, что в лежащих близ Турина городках и селениях большинство активного населения занято в промышленности, торговле, на транспорте, в провинции Турина большое развитие получило и сельское хозяйство. С севера, запада и юга город окружают тщательно возделанные земли, где разнообразные посевы чередуются с пастбищами. Развитию сельского хозяйства способствует густая сеть отходящих от Доры-Рипарии каналов. Здесь сеют пшеницу, кукурузу, рожь, рис, выращивают всевозможные овощи — картофель, фасоль, бобы, капусту; разводят крупный рогатый скот; значительную площадь занимают виноградники, яблоневые и вишневые сады.
Турин не имеет развитого промышленного окружения, состоящего из крупных индустриальных центров, подобных тем, что окружают Геную и Милан. Тем не менее вокруг Турина на холмах раскинулись десятки, связанных с ним и находящихся под его влиянием, мелких промышленных городков с разнообразной высокоразвитой промышленностью: на юге — Монкальери, Кариньяно; на юго-западе — Пинероло, Виллар-Пероза; на западе — Авильяно, Буссолено; на северо-западе — Венария; на севере — Ривароло; на северо-востоке — Сеттимо; на востоке — Кьери и другие.
В одних развита металлургическая промышленность (Авильяно, Буссолено), снабжающая металлом промышленность Турина; в других развито машиностроение (Пинероло, Виллар-Пероза, Ривароло, Кариньяно); в третьих — текстильная промышленность (крупные фабрики искусственного шелка, принадлежащие обществу «СНИА-Вискоза» в Венарии, фабрики в Кьери).
Наличие этих мелких, но важных промышленных центров, тесно связанных в экономическом отношении с Турином, в сочетании с густой железнодорожной, трамвайной и шоссейной сетью превращает центральную часть Пьемонта в один из основных промышленных районов не только Севера, но и всей страны.
Культура
Говоря о Турине, нельзя не отметить его роли как одного из важных культурных центров Италии. Помимо университета, здесь имеется ряд технических, экономических, медицинских, а также военных высших учебных заведений и научных учреждений. Турин является центром изучения истории Италии периода объединения страны и истории итальянского Сопротивления, а также — наряду с Миланом — крупнейшим полиграфическим центром.
Если эмблемой Рима является изображение Колизея, а Генуи — ее Лантерна, то эмблемой Турина служит изображение башни Антонелли. Это находящееся в центре города, недалеко от набережной По, весьма своеобразное сооружение представляет собой массивную башню, увенчанную куполом и высоким шпилем. Башня была построена в 1863 г. архитектором Антонелли и является самым высоким каменным строением в Западной Европе. Ее высота — 167,5 м. Она намного выше римского, флорентийского и миланского соборов. В 1953 г. шпиль башни упал, и потребовались масштабные работы по ее восстановлению.
Она была построена в 1731 г. известным туринским архитектором Ювара в память об осаде города французами в 1706 г. Суперга стоит на одном из окружающих Турин живописных холмов. Ее большой вытянутый вверх купол и две, устремленные ввысь колокольни, создают, несмотря на массивность постройки, впечатление легкости и гармоничности. С площадки перед Супергой открывается красивейшая панорама на геометрически правильные квадраты города и широкую долину, окруженную кольцом гор от Лигурийских Апеннин на юге до снежных вершин Альп на севере, у швейцарской границы.
тот парк тянется по берегу По от моста Умберто до моста Изабеллы. В центре его находится замок Валентина — строгое и изящное здание в духе французских замков, украшенное четырьмя башнями. Постройка замка была начата в конце XVII в., но осталась незавершенной.
На территории парка находится несколько современных зданий и павильонов, в которых размещены небольшие музеи и выставки, в частности, выставка моды, на открытие которой в Турин ежегодно съезжаются дизайнеры и светские модницы со всей Италии, а также оставшийся от происходившей здесь в 1884 г. международной выставки маленький «средневековый замок» с окружающим «селением» — точное воспроизведение живописных старых замков Пьемонта.