Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре входит в исторический комплекс XVI—XVII вв. Ляби-хауз. Здание возведено в 1622—23 гг. на средства Нодира диванбеги и предназначалось для караван-сарая. Площадь Ляби-хауз была очень многолюдной в те времена.
Медресе Нодир-Диван-Беги в Бухаре входит в исторический комплекс XVI—XVII вв. Ляби-хауз. Здание возведено в 1622—23 гг. на средства Нодира диванбеги и предназначалось для караван-сарая. Площадь Ляби-хауз была очень многолюдной в те времена.
История
То, что здание было перестроено в медресе видно из того, что нет большого зала для занятий, а только кельи для учащихся. Портал богато украшен изображениями птиц, животных и даже человека-солнце. Небольшие кусочки мозаики сохранились и по бокам портала. Такие изображения — это отголоски эпохи зороастризма, которые привлекали Нодира.
Известно, что Нодыр был шиитом, а в этом течении ислама не запрещается изображать живых существ. Медресе возводилось по примеру самаркандского медресе Шер-Дор, но визирь пожелал изменить изображения львов на мифических птиц счастья.
Согласно народному преданию, визирь хотел соорудить караван-сарай на торговой площади и получать прибыль, ведь постояльцев было бы более, чем достаточно.
Нодиру ничего не оставалось делать, как немного достроить и отдать здание для духовного образования молодежи. Строители добавили портал, лоджии и угловые башни, надстроили еще один этаж с кельями.
Хан, безусловно, знал, что сооружается, но дипломатично поздравил визиря с возведением медресе. И тому ничего не оставалось, как немного перестроить здание. На портале взмахнули крыльями сказочные птицы, которые унесли надежду на прибыль.
Так получилось, что медресе и расположенная напротив него ханака, также возведенная на средства диванбеги в 1619—20 гг., прославили Нодира как щедрого мецената и защитника ислама.
Ханака
Ханака — массивное многокамерное сооружение, предназначенное для раздумий и бесед суфиев. В стенах, в форме ниш, располагаются худжры. Портал украшен эпиграфической вязью. Декор входа довольно консервативен, но его освежает удивительный цветочный орнамент.
На самом деле руководила постройкой ханаки жена визиря, когда тот должен был уехать по государственным делам в довольно долгое путешествие. Возводили ханаку шииты. Солнце с человеческим лицом и птицы, которые крепко держат в когтях поросят являются символом торжества ислама над неверными.
Ханака имеет очень удобное местоположение и несколько столетий является центром Бухары. Между ханакой и медресе Нодир Диван-Беги находится хауз. Его края сделаны в виде ступеней из больших монолитов желтоватого известняка.
С 1993 г. исторические памятники Бухары включены в Список ЮНЕСКО.
Нодир Мухаммад диванбеги тагаи (1568 — 1644) заведовал финансами, происходил из рода арлат и являлся дядей Имамкули-хана. В 1632-33 гг. он был хокимом в Самарканде. В это время неподалеку от мазара Ходжи Ахрара хоким начинает сооружение медресе с элементами ханаки. Закончено строительство было 1635-36 г.
Имамкули-хан был одним из могущественных представителей династии Аштарханидов и правил в Бухаре с 1611 по 1642 г. Он уделял огромное внимание не завоеванию новых земель, а строительству и украшению городов.
Верный визирь Нодир не оставил Имамкули и последовал за ним в Мекку. Хан отошел в мир иной в 1644 г. и был захоронен в Медине. Нодир не намного пережил хана и также нашел упокоение в Медине.
По легенде, когда Нодир диванбеги решил жениться, то в день свадьбы подарил невесте серьги. Девушка была обижена и сказала, что подарок мог бы быть дороже. Но Нодир просто промолчал. Через некоторое время визирь построил мечеть и медресе. Жена с упреком напомнила, что на дорогой подарок денег не было, а на возведение этих величественных строений вдруг нашлись! Супруг опять не стал спорить, а попросил ее открыть шкатулку. Та открыла и увидела, что среди множества украшений, лежала лишь одна серьга, подаренная ей на свадьбе. Женщина стала кричать, что кто-то украл сережку.
Существует предание о том, как был расширен хауз у ханаки. После того, как была возведена ханака, Нодир обратил внимание на маленький дворик по-соседству, который принадлежал пожилой вдове, еврейке. Визирь подумал, что на месте ветхого домика можно соорудить хауз и попросил ее продать двор. Но вдова ответила отказом. Нодир обратился с просьбой к хану помочь ему в решении этого вопроса. Он был уверен, что хан решит спор в его пользу. Но Имамкули-хан посоветовал обратиться к коллегии муфтиев. Муфтии тоже были на стороне вдовы, поскольку евреи платили налог «джизье» и поэтому имели те же права, что и мусульмане. Строители соорудили маленький хауз. Сановники подсказали незадачливому визирю, как решить его вопрос. И тогда, от канала был прокопан арык, который прошел вблизи дома вдовы. Когда вода начала подмывать фундамент, женщина пошла к Нодиру, а визирь поставил те же условия. Вдова согласилась продать двор, если будет выделен участок для постройки еврейской синагоги. Визирь с удовольствием согласился и выделил участок земли. Евреи за короткий срок построили синагогу, а диванбеги расширил хауз.
Туристам на заметку
В наши дни медресе — это любимое место горожан и туристов.
Для туристов, путешествующим с детьми, будет интересно сфотографироваться на фоне памятника Ходже Насреддину, гордо восседающем на своем ослике в небольшом скверике. Дети могут тоже посидеть на ослике рядом с самым знаменитым фольклорным героем многих мусульманских стран.
Оно проводится вечером и длится до 45 мин. Это национальная музыка и танцы народов Средней Азии, рассказы об уникальных музыкальных инструментах. Дизайнеры одежды представят интересные варианты современной одежды, которая гармонично сочетает традиции и элементы мировой моды. Вся одежда пошита из натуральных тканей: шелка, бархата и хлопка.
В заключение шоу предлагается отведать неповторимые блюда узбекской кухни, по которой тоскуют все, кому хоть раз довелось их отведать.
Но какими бы профессионалами не были здесь повара, добиться такого вкуса, как в самом Узбекистане у них не получится. Ведь как говорится, здесь не только вода другая, но и воздух особенный. К тому же, настоящий плов в больших казанах готовят только мужчины. Вот такой плов и подается на свежем воздухе, после завершения шоу.
А в них чего только нет, глаза разбегаются, и это нравится и вон то… Причем, в основном, это эксклюзивные сувениры ручной работы, что за рубежом ценится, буквально, на вес золота Местные умельцы, к счастью, не утратили секреты старинного ремесла.
Неподалеку от «медресе с птицами» расположились чайханы, в которых любят отдыхать вечерами местные жители, неспешно разговаривая, обсуждая прошедший день и его новости за пиалой крепкого зеленого чая. На площади многолюдно, расцвечено огнями, играет музыка. Это характер жителей древней Бухары всегда смотреть в будущее с оптимизмом.