455_651.jpg»>455_651.jpg» class=»fr-fic fr-fil fr-dii» alt=»Праздник Холи фото»>С первых шагов по ее иссушенной желтой земле Индия заговорила с нами на языке красок. Так страна начала свой рассказ о Холи, главном празднике весны. Отмечают его в конце февраля — начале марта по всей стране, но особенно ярко он проходит в северных и центральных штатах. Приехав в Индию, мы с мужем решили выяснить, где Холи можно увидеть во всей палитре. Праздник тесно связан с индуистским богом Кришной, детство которого, согласно легендам, прошло на землях Вриндавана, округ Матхура, штат Уттар Прадеш.Туда и отправились.
455_651.jpg»>455_651.jpg» class=»fr-fic fr-dib» alt=»Праздник Холи фото»>С первых шагов по ее иссушенной желтой земле Индия заговорила с нами на языке красок. Так страна начала свой рассказ о празднике Холи, главном празднике весны.
Приехав в Индию, мы с мужем решили выяснить, где Холи можно увидеть во всей палитре. Праздник тесно связан с индуистским богом Кришной, детство которого, согласно легендам, прошло на землях Вриндавана, округ Матхура, штат Уттар Прадеш. Туда и отправились.
Фестиваль красок в штате Уттар Прадеш
В первый день во Вриндаване нам повезло встретить человека, показавшего нам истинный Холи. В поисках ночлега на тесной улице, заполненной шумными индийцами, мы заметили энергичного европейца с фотокамерой наперевес. Мужчина в большой шляпе, вся она уже была в ярких кляксах, окликнул нас и предложил помощь. Это был известный фотограф Ксавье Зимбардо. Француз утверждал, что он — первый иностранный фотограф, сделавший снимки Холи еще в 1985 году. С тех пор он каждый год приезжает в Индию увидеть то, чему до сих пор не верят его глаза.
Мужчины из городка Нандгаон проходят девять километров, чтобы к утру оказаться на главной улице городка Барсана. Там они громко выкрикивают шутливые оскорбления в адрес женщин.
Те в ответ вооружаются латисами, деревянными дубинками, и гоняют юношей по улицам. Обычай отсылает нас к легенде: Кришна, придя в Барсану к своей возлюбленной Радхе, стал подшучивать над ней, говоря ей и ее подругам обидные слова, и те поколотили его.
Та же история повторяется в деревнях по всей округе. Матхура — одно из немногих мест в Индии, где на время праздника с женщин спадают оковы жесткого уклада традиций, и они могут позволить себе подобное поведение, пусть и в игровой форме.
757_807.jpg»>757_807.jpg» class=»fr-fic fr-dib» alt=»Индия Холи»>
День накануне Холи
День накануне праздник Холи в Индии. По всему Уттар Прадешу полыхают костры, в огне сгорают чучела демонической богини Холики, а вместе с ней — зло и совершенные за год грехи. Последний догоревший костер знаменует приход весны, а с ней — и начало праздника.
Индийцы всех возрастов и каст выходят на улицы, скупают у торговцев мешочки с порошком «гулал» всех возможных цветов и радостно швыряют горсти краски в прохожих, желая им счастья. Согласно поверью, чем больше в итоге на тебе краски, тем счастливее и богаче ты будешь в наступившем году.
Цветная взвесь висит в воздухе. Порошок плотным слоем покрывает тело, попадая в глаза, уши и рот.
Бояться не надо, краска полностью органическая.
Смех и танцы, как в кино. Многие индийцы объединяются в «банды», окружают очередного прохожего и посыпают его цветным порошком, пока тот буквально не исчезнет в розовом, зеленом или желтом облаке. Дальше — больше. Гулал растворяют в воде, набирают ее в бутылки, ведра, водные пистолеты и с восторгом купают в краске друг друга. Некоторые порошки, особенно розовый и фиолетовый, способны окрасить кожу или волосы и долго не смываться.
Вдруг на пике веселья все заканчивается.
Мы с мужем последовали примеру, переоделись и тоже вышли в город. Улыбчивые жители приветствовали нас, похлопывали по плечам, одобрительно кивая на розовые и зеленые следы на коже, которые отмыть не удалось.
Красочные действа в храме Балдив
На следующий день нас ждал апогей праздник красок Холи в храме Балдив, где, согласно индуистским текстам, родился старший брат Кришны. Рассказал о храме, конечно, Ксавье.
Деревня Гокула. Мы на крыше храма, идеальный обзор. Внизу — сотни людей, участников церемонии, они заполняют весь внутренний двор.
Час дня, звучит гонг, мужчины начинают ходить вокруг центральной башни. На внутренних стенах храма сидят его служители в шафрановых одеждах с большими мешками «гулала». Пригоршни порошка взлетают вверх, и цветные облака медленно опускаются на головы паломников. Женщины в сари страстно хватают проходящих мужчин за руки, цепляются за воротники и разрывают рубашки на их телах. Оторванные лоскуты они скручивают в жгуты и хлещут ими по спинам проходящих. Если нападки кажутся мужчине слишком дерзкими, он без раздумий выливает на голову обидчицы цветную воду из ведра, которое несет на голове, и вновь продолжает шествие.
Обидам здесь не место, вся круговерть— дань вековому обычаю: женщины ждали весь год, чтобы выплеснуть свои обиды, поскольку не имеют права высказывать их в обычной жизни, а мужчины стойко принимают побои, ведь обряд не изменит традиционного уклада и уже на следующий день все будет по-прежнему.
Только на эти короткие часы, насыщенные цветом, свободой и безудержной радостью, стереотипы и социальные нормы исчезают. Краска, покрывшая индийские тела, превращает людей в однородную массу. Больше нет эго, богатых и бедных, старых и молодых, нет различий между мужчинами и женщинами. Толпа превращается в нечто целое — общую душу, полную любви.