Дворцово-парковый барочный комплекс — Венский Бельведер. Описание

Дворцово-парковый барочный комплекс - Венский Бельведер. Описание1Евгений Савойский, выдающийся австрийский полководец начала ХVIII века, повелел построить у подножия одного из венских холмов резиденцию, которую назвали Нижний Бельведер. В ходе строительства было принято решение воздвигнуть и второй пышный дворец, который получил название Верхнего Бельведера. На сегодняшний день Венский Бельведер является выдающимся архитектурным памятником в Вене. Барокко в зданиях религиозного назначения принимали весьма экспрессивные формы, что являлось своего рода ответом контрреформации на протестантизм. В гражданской же архитектуре оно служило дополнительной демонстрацией абсолютной власти — автократии, которая должна была облачаться в роскошные, блистательные одеяния, чтобы воздействовать на воображение масс, не умевших ни читать, ни писать.

Дворцово-парковый барочный комплекс - Венский Бельведер. Описание2

Венский Бельведер — летняя резиденция принца Евгения Савойского 

 Евгений Савойский, выдающийся австрийский полководец начала ХVIII века, повелел построить у подножия одного из венских холмов резиденцию, которую назвали Нижний Бельведер. В ходе строительства было принято решение воздвигнуть и второй пышный дворец, который получил название Верхнего Бельведера. На сегодняшний день Венский Бельведер является выдающимся архитектурным памятником в Вене.

Дворцы принца Евгения

 Барокко в зданиях религиозного назначения принимали весьма экспрессивные формы, что являлось своего рода ответом контрреформации на протестантизм. В гражданской же архитектуре оно служило дополнительной демонстрацией абсолютной власти — автократии, которая должна была облачаться в роскошные, блистательные одеяния, чтобы воздействовать на воображение масс, не умевших ни читать, ни писать. 
 В Австрии это к тому же наложилось на безудержное ликование вследствие побед над турками, которое послужило толчком к строительному буму во всех уголках империи. Австрийское барокко стало не только тенденцией в искусстве, но и проявлением духовного состояния, ощущения изобилия, которое пронизывало повседневную жизнь правящего класса. 
 Речь идет об избранном меньшинстве, людях, движимых весьма своеобразным, но твердым кодексом, которые наделили себя правом и обязанностью диктовать всем другим, через демонстрацию благополучия, роскоши и богатства, правила общежития. И Бельведер является ярчайшим проявлением такой концепции.

Художественная компенсация

 Евгений Савойский был гениальным военным, мудрым политиком, искушенным светским львом, гостеприимным хозяином, грозным дуэлянтом. Его отличали высокая культура, очарование, радушие и ироничность. Завораживающая речь Савойского пересыпалась утоненными остротами. В нем воплотился сплав трех цивилизаций: 
  • итальянской;
  • французской;
  • австрийской. 
 При этом он отнюдь не был красавцем: невысок, субтилен, не слишком пропорционально сложен, к тому же с заметным горбом. Возможно, именно по этой причине он согласился или даже повелел, чтобы на потолке Бельведера был изображен его портрет в обличье Аполлона — персонажа, который жил в его душе, но которым ему не суждено было быть физически.
 «Власть без роскоши смехотворна», так говорили в высшем свете в эпоху барокко. Евгений Савойский, хотя и исповедовал спартанский образ жизни, был не чужд подобных суждений. Чтобы подчеркнуть то положение, которого он достиг, Евгений Савойский решил построить самый великолепный и роскошный дворец в Вене. Землю под строительство он получил в 1693 г., а в 1700 г. начал создание парковой зоны. В 1717 г. архитектор Иоганн Лукас фон Хильдебрандт начал работы по строительству Нижнего Бельведера. В 1724 г. к нему присоединился и Верхний Бельведер, который изначально был задуман как простой павильон.

Гениальная находка

 Архитектура начинается не со зданий и строительных площадок, а с замысла. Замысел, лежащий в основе Бельведера, прост настолько же, насколько и гениален. Он базируется на противопоставлении двух зданий:
  • наверху — Верхний Бельведер, обширная постройка, величественно возвышающаяся на вершине холма; 
  • внизу — Нижний Бельведер, более камерный и скромный, в понимании королевских особ. 
 Между дворцами раскинулся французский сад, строго симметричный, оживляемый йодными каскадами, фонтанами, водоемами и самшитовыми изгородями. Трудно сказать, создавалась ли эта гармония только фон Хильлебрандтом, или же, что более вероятно, она явилась плодом тесного сотрудничества архитектора и принца, которые действовали как одна «команда». Несомненным является то, что результатом стало создание впечатляющего и уникального комплекса. Конечно, существуют более величественные королевские резиденции, но отнюдь не все из них являются столь же сбалансированными.

Дворцово-парковый барочный комплекс - Венский Бельведер. Описание3

Имперское наследие: Венский Бельведер 

 Ввиду того, что у принца Евгения не было сыновей, после его смерти собственность отошла к его двоюродной сестре. Она же передала эту недвижимость австрийскому императорскому дому, который в конце века использовал этот комплекс в основном для хранения собраний произведений искусства. В 1895 г. одни из апартаментов верхнего Бельведера были предоставлены композитору Антону Брукнеру (1824-1896 г.г.), который, уже будучи серьезно болен, провел там последний год своей жизни.
 В 1899 г. в Верхнем Бельведере разместился Франц Фердинанд, эрцгерцог д\’Эсте, наследник трона Габсбургов. Год спустя, после его женитьбы на «простой» графине, разразился скандал, который был улажен путем признания брака эрцгерцога морганатическим, то есть его супруга не могла иметь титул императрицы, а дети лишались права наследовать корону. В 1914 г. супруги отправились в длительную поездку по провинциям империи, из которой они уже не вернулись. 28 июня в Сараево они стали жертвами покушения, совершенного сербским активистом. Из этой искры разгорелась Первая мировая война.

Второй послевоенный период

 Во второй половине XX в. этот комплекс, в котором был устроен государственный музей, дважды оказывался в центре международной политической жизни. В 1955 г. министры иностранных дел четырех великих держав-победительниц во Второй мировой войне (Франция, Великобритания, США и СССР) после изнурительных дискуссий подписали здесь мирный договор, по которому Австрия вновь обретала суверенитет и из нее выводились располагавшиеся там оккупационные войска. В 1970 г., в разгар холодной войны, и в этом комплексе проводились переговоры между Соединенными Штатами и Советским Союзом об ограничении стратегических вооружений.

«Милитаристский» сад

 Если сад действительно, как считается, в еще 6ольшей степени, чем архитектура, является отражением характера владельца, то в саду Бельведера темперамент принца Евгения проявился ярчайшим образом. Здесь нет и намека на романтическое вольнодумство, асимметрию или импровизацию. Газоны строго геометрически разделены дорожками с установленными вдоль них невысокими каменными скульптурами сфинксов или небольшими декоративными вазами. 
 Дизайнерские возможности текущей воды использованы крайне мало (несколько простеньких каскадов), тогда как много места занимают водоемы со стоячей водой, в которых отражаются архитектурные сооружения. Даже там, где газоны уступают место деревьям, общая композиция и кроны растений подчиняются строгой схеме. Мужские и женские статуи выровнены в безупречной перспективе без малейших отклонений. Будучи властителем и военачальником, Евгений даже в саду хотел соблюсти дисциплину военного плаца, используя вместо воинских подразделений растения и изгороди.

Место, отданное искусству

 В одном из своих трудов, посвященных Бельведеру, архитектор Джан-Мария Табарелпи, специалист по военной архитектуре и архитектуре резиденций Габсбургов, назвал его «местом, где перед тобой последовательно открываются различные помещения, и ты проходишь от одного великолепия к другому по тщательно спланированному познавательному маршруту».
 • В атриуме, выходящем на сад Верхнего Бельведера, четыре массивные фигуры кариатид, поддерживающих своды, как бы предвосхищают главенствующую тематику дворца превознесение всего величественного, масштабного, сверхчеловеческого.
 • Двойная центральная парадная лестница из белого мрамора Верхнего Бельведера обрамляется шикарной балюстрадой с пухленькими амурами, держащими большие металлические люстры, этот образ Хильдебрандт использовал в других своих архитектурных работах, например, в салоне дворца Даун-Кински, расположенного в непосредственной близости от Бельведера.
 • Купол Мраморного зала верхнего Бельведера полностью декорирован пейзажными фресками с использованием эффекта обмана зрения, который создает впечатление потолка, уходящего в бесконечность.
 • Самым ярким элементом нижнего комплекса является центральный Мраморный зал на втором этаже впечатление невероятной роскоши, отчасти смягчаемое потоками света, проникающего через огромные окна помещения. Это великолепие венчает потолочная фреска Мартино Альтомонте (1657-1745 г.г.) с изображением принца Евгения, получающего от папы римского головной убор и шпагу.
 • В оформлении дворцов принимали участие многие, в основном итальянские, живописцы: Мартино Альтомонте (которого австрийцы окрестили Хохенбергом), Карло Инноченцо Карлоне, Гаэтано Фанти, Франческо Солимена, Джакомо дель По. Ни один из них не пользовался широкой известностью, но все они были талантливы и способны понять и должным образом воплотить замыслы архитектора.
 • Формирование садов было поручено Доминику Жирару, воспитаннику и ученику великого Ленотра, проектировавшего сады Версаля.
 • В Нижнем Бельведере располагается Австрийский музеи барокко с произведениями Пауля Трогера (1698-1762 г.г.), Франца Антона Маульберча (1724-1796 г.г.) и Йоханна-Михаэля Рогтмайра (1654 -1730 г.г.).

Дворцово-парковый барочный комплекс - Венский Бельведер. Описание4

 • Бальтасар Пермозер (1651-1732 г.г.) является автором аллегорической скульптуры «Апофеоз принца Евгения» в Золотом кабинете, созданной по заказу Марии Терезии (1717-1780 г.г.).
 • Оранжерея — зимний сад по первоначальному проекту. Сейчас отошел к Музею искусств средневековья. В нем представлены шедевры в плоть до XV века.
 • Залы верхнего Бельведера отведены под Галерею изобразительных искусств XIX-XX в.в., где можно увидеть произведения Винсента ван Гога, Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. 
Ваша оценка
( Пока оценок нет )
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дворцово-парковый барочный комплекс — Венский Бельведер. Описание
Праздники и фестивали в середине лета в Черногории, или стоит ехать в Будву в июле 2021
Exit mobile version