Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке — Васа

Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке - Васа1Шведский боевой корабль XVII века, который получил свое название Васа, в честь династии королей, которая тогда руководила. Этот галеон строился как флагман флота, как символ военно-морской мощи Швеции и был одним из величайших кораблей своего времени. Только представьте его параметры: 69 метров длиной, 12 шириной и высотой около 50 метров. Вмещает в себя 450 человек экипажа и был вооружен 64 пушками. На его постройку в 1625 году было спилено около 16 гектаров дуба от 300 лет и старше. До сих пор не восстановлен тот объем древесины, который был потрачен на флот. На литье пушек ушла почти вся бронза, которая была тогда в Швеции. Стройка шла под непосредственным контролем короля, чертежи и конструктивные особенности утверждались им лично.

Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке - Васа2

Военный корабль Васа — путеводитель по шведскому морскому музею

 Шведский боевой корабль XVII века, который получил свое название Васа, в честь династии королей, которая тогда руководила. Этот галеон строился как флагман флота, как символ военно-морской мощи Швеции и был одним из величайших кораблей своего времени. Только представьте его параметры: 69 метров длиной, 12 шириной и высотой около 50 метров. Вмещает в себя 450 человек экипажа и был вооружен 64 пушками.
 На его постройку в 1625 году было спилено около 16 гектаров дуба от 300 лет и старше. До сих пор не восстановлен тот объем древесины, который был потрачен на флот. На литье пушек ушла почти вся бронза, которая была тогда в Швеции. Стройка шла под непосредственным контролем короля, чертежи и конструктивные особенности утверждались им лично.

Первое и последнее плавание военного корабля Васа

 В 1628 году корабль был готов. На сооружение ушло всего лишь около 3-х лет. Для судна таких размеров это рекордно короткие сроки. В тот же год, корабль вместил 100 человек и отплыл от пристани у королевского дворца. В первое плавание было торжественным и в честь этого на корабле были в основном офицеры их жены и дети.
 День был солнечный и погода была хорошая, только несколько ветреная. Когда корабль вышел в открытую часть бухты, налетел небольшой ветерок, судно накренилось и через пушечные порты внутрь корабля хлынула вода. В считанные минуты Васа достиг дна бухты, затянув с собой половину пассажиров. В своем первом и последнем плавании галеон прошел 1 300 м.

Причина катастрофы Великого военного великана

 Немым стыдом над поверхностью воды торчали только мачты великана, когда король приказал провести расследование и наказать виновных. Выдвигалось множество версий, но все они не находили подтверждения, пока не просмотрели чертежи корабля. Проектирование стало причиной катастрофы. Оказался слишком высокий центр тяжести.
 Король хотел, чтобы Васа имел две пушечные палубы, для этого необходимо было снизить ватерлинии, уменьшив балласт. Из-за высокого центра тяжести и высоты, корабль легко качался даже при маленьком дыхании. Этой беды было не миновать. Привлечь к ответственности короля никто не решился, дело замяли и закрыли.

 В течение следующих десятилетий корабль пытались вытащить со дна. Дело было даже не в самом судне, вместе с ним под водой находились 64 бронзовых пушки, которые были невероятно ценными. Было опробовано множество методов, но безрезультатно. В 1664 году было решено попробовать поднимать пушки по одной.

Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке - Васа3

Поднятие судна после 300-летнего пребывания на дне бухты

 С помощью водолазного колокола и нескольких десятков глупцов на поверхность за 2 года были подняты 53 пушки. Сколько при этом погибло «водолазов» история умалчивает. После этого о корабле забыли почти на 300 лет. В 1950-х шведский инженер Андерс Франсэн по личной инициативе начал поиски Васы. О точном месте крушения не было известно и Андерс был убежден, что он должен найти легендарный, но давно забытый корабль. В течение 5 лет при помощи якоря-кошки и пробоотборника, неустанно исследовал дно стокгольмской бухты на своем челне.
 В 1956 году поднятый со дна пробоотборник принес Франсэну кусочек твердой черной древесины. Через два дня, водолаз Пер Эдвин Фельцинг, увидел на дне корпус судна с орудийными портами, тем самым подтвердив предположения Андерса. В 1958 году при поддержке короля, военно-морских сил Швеции и Стокгольмской верфи начался подъем Васы. В начале под судном водолазами были промыты 6 тоннелей, в каждый из которых были проведены по 2 троса. Корабль был приподнят над дном и в подводном положении медленно отбуксирован на мелководье. Затем в корпусе судна заделали многочисленные отверстия и после этого его подняли.
 В 1961 году Васа снова показался над водой. Почему же корабль так прекрасно сохранился? Более 300 лет он пролежал на дне, а его древесина осталась твердой и прочной. Море Балтики отличный консервант, из-за низкого содержания солей, в нем не живут корабельные черви. Именно они разрушают древесину в соленых морях.

Культурное и историческое наследие Швеции

 Но, после поднятия Васы серьезной проблемой стал вопрос продления жизни судна. На воздухе детали начнут стремительно сохнуть и быстро превратятся в труху. Было решено вытеснить и заменить воду полиэтилен гликолем. В течение 17 лет в специальном доке корабль опрыскивали, а части, которые можно было снять, помещали в ванны с полиэтилен гликолем. В самом корабле было найдено множество личных вещей экипажа и даже чудом сохранилась одежда.

Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке - Васа4

 Галеон представляет интерес не только как исторический объект, но и как культурный. В те времена суда такого класса украшались резьбой и деревянными скульптурами Декор на кораблях могли себе позволить только состоятельные государства и это символизировало силу и могущество, что зачастую предопределяло победу еще до битвы. 
Ваша оценка
( Пока оценок нет )
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Крупный и дорогостоящий боевой корабль шведского флота в XVII веке — Васа
Иордания акаба отель radisson blu tala bay resort 5 отзывы.